Аюрведический Центр Аюрдхам в Харькове

Коррекция питания

Определение Дош

Индивидуальный подбор масляных процедур

Рекомендации по фитопрепаратам

Определение дисбаланса в организме

Аюрведа - массаж

Философия Аюрведа

Философские представления аюрведы

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат Шад Даршана, шесть философий настика (признающих авторитет Вед), а именно: санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса и веданта. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Например, по аюрведе всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха(вьяю), огня (теджас), воды (джал, ап), земли (притхви) и эфира (акаш).

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых риши, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. Mежду 1200 и 700 г., до н.э, были составлены четыре священных веды. Ссылки на болезни, травы и травяные лечения имеются во всех четырёх ведах.

Аюрведа, в отличие от четырёх Вед, никогда не являлась отдельным памятником литературы. Сведения аюрведы как медицинской и философской системы частично содержатся в Ригведе и Атхарваведе, Аюреда считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Позднее было создано несколько крупных трактатов по аюрведе, в том числе «Чарака Самхита» — самый старый из трёх трактатов древнеиндийской медицины.

Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения». Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии «salya-chikitsa».

Ветви аюрведы

В Древнеиндийской медицине выделяют восемь ветвей:

Внутренняя медицина —

Kayachikitsa

Хирургия — Shalya

Tantra

Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Тantra

Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra

Токсикология — Agada

Tantra

Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)

Здоровье и

Долголетие — Rasayana Tantra

Духовное лечение

(психиатрия) — Bhuta Vidya, ( Тантра, Прана , Йога)

 

Система трёх дош

Согласно философии аюрведы всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха, огня, воды, земли и эфира. Их сочетания образуют три фундаментальные жизненные силы (доши): Центральное понятие медицины аюрведы это теория, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами : — Вата (эфир и воздух),

Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).

Вата — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.

Питта — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.

Капха — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

 

Тело, в котором эти три жизненные силы находятся в состоянии равновесия, обладает прекрасным здоровьем, а нарушение равновесия вызывает нарушение здоровье. Эти понятия аюрведы позволяют врачам исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

 

От соотношения дош зависит тип конституции человека данный ему от рождения — Пракрити, а также тип конституции, который определяется у человека на данный момент — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош. Эти принципы развиваются в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта и Mimamsa.

 

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: Shamana и Shodhana. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют

определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

 

Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес

Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес

Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес

Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес

Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес

Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Лекарства

Древнеиндийская медицина считает, что различные материалы растительного, животного, и минерального происхождения имеют лекарственную ценность. Лекарственные свойства были зарегистрированы практиками и использовались в течение многих столетий, для лечения болезней, и/или помогали поддерживать здоровье и увеличивать долголетие. Многие лекарства сделаны из трав, смесей трав, часто в комбинации с минералами, металлами и другими компонентами животного происхождения. Металлы, животные и минералы очищены и подготовлены соответствующими технологическими процессами для применения в лекарственных целях. Детали лекарственных трав даны согласно природе, эффектам, лечебным свойствам как наблюдались практиками аюрведы.

Очистка тела и массаж

Для очистки тела применяют пять различных процедур или методов очистки, которые указаны текстах Древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической чистки. Эти пять процедур более известны как Panchakarma. Курс Pancharkarma обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух . Panchakarma, — как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества, её часто воспринимается, как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите, массаж с применением масел — Abhyanga. Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию, для управления болезнью. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы, и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем.

Panchakarma — может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда делаться компетентными специалистами.

 

 

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы. Так, Национальный Центр Дополнительной и Нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов.» В Индии научное исследование в Древнеиндийской медицине в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального Правительства, Центрального Совета по Исследованию в Древнеиндийской медицине и Siddha (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов.

Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов Древнеиндийской медицины.